УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ И «ПОЛЬ РОЖЕ»: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

«Вкусы мои просты: меня легко удовлетворить самым лучшим.»


В ноябре 1944 года в посольстве Великобритании во Франции был устроен торжественный обед в честь премьер-министра Уинстона Черчилля, посетившего Париж. Посол Альфред Дафф Купер пригласил также Одетту Поль-Роже, свободно говорившую по-английски, представив ее сэру Уинстону как правнучку Ричарда Уоллеса – знаменитого британского коллекционера и филантропа, завещавшего свою богатейшую коллекцию Англии и много сделавшего для Франции. Отец Одетты, Джордж Уоллес, отличился во время Первой мировой, когда был полковником французской армии, а сама она в период оккупации была связной французских партизан, совершая 12-часовые поездки на велосипеде между Эперне и Парижем; однажды ее даже арестовали и пять часов допрашивали в Гестапо (она носила на платье значок британских королевских ВВС). «Для меня Черчилль был Богом на земле», – вспоминала позже Одетта. А сэра Уинстона заинтересовала ее фамилия по мужу: Поль-Роже – не связано ли это с шампанским? Да? Ах, очень приятно!
В самом деле, муж Одетты, Жак Поль-Роже, был внуком создателя шампанского дома, а Черчилль, как выяснилось, полюбил эту марку с первого глотка и с 1908 года стал ее верным клиентом. Дело в том, что «Поль Роже» делали на основе пино нуар, и это пришлось по вкусу Черчиллю, не любившему шардоне. Во время обеда в посольстве как раз подавали миллезимное
Каждый год, к 30 ноября, Одетта отправляла Черчиллю подарок на день рожденья – ящик шампанского «Поль-Роже 1928». К 1953 году оно закончилось, и она перешла на вино других миллезимов, постепенно добравшись до 1934 года. Черчилль же в благодарность прислал ей экземпляр своих мемуаров с автографом: «Резервное кюве / Разлито по бутылкам в замке Чартвелл». «Пригласите меня на сбор винограда, – писал он ей, – я стану давить его босыми ногами». Сэр Уинстон назвал скаковую лошадь Одеттой Поль-Роже, и пригласил ее тезку на скачки в Брайтон в 1952 году – поболеть за «однофамилицу». В тот раз кобыла проиграла, сильно расстроив Черчилля, зато в день коронации Елизаветы II выиграла скачку с препятствиями на приз Принца Уэльского в Кемптоне, о чем Черчилль немедленно уведомил Одетту телеграммой. Леди Клементина Черчилль снисходительно относилась к увлечению своего мужа.
В Шампани Черчилль так и не побывал. Когда он умер, Одетта Поль-Роже была в числе близких друзей, приглашенных на отпевание в собор Святого Павла (30 января 1965 года). С тех пор на этикетке шампанского «Поль-Роже»

, продаваемого в Великобритании, появилась траурная рамка, и этот траур длился 25 лет. В 1984 году, к 110-летию со дня рождения Черчилля, дом «Поль-Роже» выпустил особое престижное шампанское: Sir Winston Churchill 1975, презентация которого прошла в Бленхеймском дворце – родовой усадьбе герцогов Мальборо. Пино нуар в ассамбляже доминировал над шардоне; получилось крепкое, хмельное вино – как любил сэр Уинстон.
Одетта Поль-Роже стала еще одной «шампанской вдовой»: ее муж Жак скончался в 1964 году. Ей и раньше приходилось вникать в дела фирмы, потому что ее свекор Морис Поль-Роже, отвечавший за торговый оборот (виноделием занимался его брат Жорж), больше интересовался охотой, чем делами, и хвалился тем, что подстрелил на холмах Шампани 525 кабанов. Красивая, обаятельная, с задорной улыбкой, Одетта обожала устраивать вечеринки – а что за вечеринка без шампанского? Каждый такой праздник становился успешной рекламной акцией. Подготовив себе на смену двух племянников, мадам Поль-Роже удалилась от дел и проводила время между парижской квартирой и домом в Нормандии, выстроенном в английском стиле, где она занималась садоводством, выращивала кур
Сегодня «Поль Роже» – один из редких шампанских домов, по-прежнему принадлежащих основавшей его семье: Юбер де Билли – из пятого поколения, и уже подросло шестое. Своим стабильно высоким качеством это крепкое «вино джентльменов» со сложным букетом и насыщенным вкусом обязано сохранению традиций: треть всего шампанского делается из винограда, выращенного на склонах холма Эперне, Кот-де-Блан и других исторических виноградниках (85 га), остальной покупают у лучших производителей; каждой грозди уделяется внимание; малолактическая ферментация добавляет вкусу округлости, а дебурбаж на холоде усиливает аромат.
Для изготовления кюве «Сэр Уинстон Черчилль» ферментация проходит при низких температурах в чанах из нержавеющей стали, а затем вино проводит десять лет в подземных погребах, чтобы одеться в золотое «платье» с медным отливом, приобрести аромат свежей сдобной булочки, засахаренного апельсина и жасмина и свежий вкус аниса и цитрусовых с ноткой ванили, вышитый по минеральной канве. Оно не торопится на встречу, зато долго остается неизменным и верным себе.