RARE: ШАМПАНСКОЕ В БРИЛЛИАНТАХ

За почти полвека шампанское называли «редким» и облекали бутылку с ним в золотую тиару из переплетения виноградных листьев, придуманную фирмой «Артюс-Бертран», всего 14 раз, присваивая каждому миллезиму особое название: 1976 год –

небывалый, 1979 – породистый, 1985 – величественный, 1988 — пьянящий, 1990 — гармоничный, 1998 — сияющий, 1999 — экстравагантный, 2002 – канонический, 2006 — солнечный. С 2007 года Rare расширил свою палитру, выпустив дерзкое белое вино и эпикурейское розовое. Миллезим 2008 года – бесконечное белое и изящно выточенное розовое, 2012 – блестящее белое и виртуозное розовое, 2013 — лучистое белое и невероятное розовое 2014 года. В белых винах преобладает шардоне, хотя в «пьянящем» в нос ударяет мерсо. Редкое шампанское поражает и своим завидным долголетием: миллезимом 1976 года можно наслаждаться и сегодня, а вино 1998 года, как обещают его создатели, будет «сияющим до 2038 года, а позже великолепным». И даже если вино выпито, на память останется «тиара»: на «магнумах» ее делают съемной, чтобы можно было потом носить как браслет.
Погода не раз преподносила сюрпризы. Например, в 1985 году урожай был почти погублен весенними заморозками, однако эти невзгоды лишь закалили характер вина, добавив к минеральности нотки сухофруктов. В 1988 году было то солнечно, то холодно, однако урожай получился обильный и зрелый, а шампанское – бархатистым, одновременно пряным и свежим, создающим собственную атмосферу, так что его можно пить в одиночку, как хороший коньяк. В 1998 году всё лето лил дождь, а в начале августа вдруг наступила жара, обжегшая виноград. Искрящееся шампанское приобрело оттенок зеленого золота и сложный букет, в котором запахи сандалового дерева и кедра уступают место флердоранжу и кураге, а нотки какао и ревеня переходят в более минеральный и живой оттенок бергамота. В тот год вино решили разлить в «магнумы» на 1,5 л, а не в традиционные бутылки. На следующий год виноградники с мая по сентябрь терзали грозы с градом, в 2006-м холодная зима сменилась грозами и удушливо-знойным летом, разразившимся истерикой ливней, а в 2008-м из-за дождливого лета сбор винограда пришлось начать только 15 сентября, необычно поздно, однако этому миллезиму присвоили все пять звезд.
Погодные условия 1997 года побудили виноделов отказаться от мечты от долгожданном миллезиме, тем не менее, винный мастер Режис Камю всё же наполнил вином чуть больше тысячи «магнумов» и оставил их созревать. Это была его маленькая тайна, которой он решился поделиться в 2018-м с исполнительным директором только что созданной фирмы «Rare Champagne»: «В погребе есть кое-что, чего быть не должно, но это всего тысяча магнумов на 20 миллионов бутылок. Я думаю, это стоит попробовать.» Дегустация прошла успешно: у шампанского оказались очень мелкие пузырьки, безупречное золотое «платье» и незаурядная личность, сочетающая в себе свежесть жасмина и сушеного бергамота с пряностью специй, какао и коньяка. Чтобы сохранить эту свежую нотку после недавнего удаления осадка и не нарушить равновесия, сахар решили не добавлять, впервые остановившись на уровне экстра-брют (не больше 6 г сахара на литр). Исключительную серию назвали «Rare Le Secret».
Необычность содержания требовала и совершенно исключительной формы.
Не так давно, для «Rare Rose» миллезима 2012 года, несколько уникальных шестилитровых бутылок были украшены


вручную Вильямом Амором – французским художником, делавшим цветы и листья из переработанного пластика и алюминиевых крышек. Их продали с аукциона для сбора средств на защиту окружающей среды и на благотворительность. Теперь же решили заглянуть не в будущее, а снова в прошлое, и обратились к старейшей ювелирной фирме «Меллерио», основанной в 1613 году. В 1780 году Мария-Антуанетта купила у Меллерио гранатовый браслет с камеями, а в 1785-м Флоренс-Людвиг Хайдсик преподнес королеве в Версале большую бутылку с созданным им шампанским – вот и связующее звено! Получив заказ от «Rare», креативный директор фирмы Лора-Изабель Меллерио недолго мучилась творческими поисками. Мария-Антуанетта любила украшать свои платья бантами и лентами. Для четырех «магнумов» с «Секретом» завязали «бант» из золотых и платиновых «лент» (аллегория пино нуар и шардоне) с 510 бриллиантами (4,17 карат),

вставив в середину драгоценный камень: изумруд, сапфир, рубин или бриллиант. Поскольку вставлять камни в основу прямо на бутылке было нельзя (жар от горелки испортил бы шампанское), ювелиры совершили чудо, сумев надеть на бутылку отдельно собранное украшение так, что оно сидит как влитое. Пластина на мюзле – из массивного золота в 24 карата.
В конце 2018 года четыре драгоценные бутылки выставили на продажу в Париже, Лондоне и Токио: ту, что с бриллиантом — за 150 000 евро, прочие – по 130 000. Остальные тысячу бутылок, украшенные более скромно, но каждая в отдельном футляре, можно было купить всего за тысячу евро, поскольку, с учетом времени их хранения, выпить их можно было только до 2021 года. Счастливые же владельцы уникальных экземпляров могли и вообще не пить вина: украшение с бутылки можно снять и переделать в брошь, браслет или кулон. Купил ли их кто-нибудь? Это секрет.