Обонятельная луковица (область мозга, ответственная за различение запахов) у женщин имеет на 43% больше клеток и на 50% больше нейронов, чем у мужчин, а еще у женщин на языке больше вкусовых рецепторов, поэтому они, например, чувствуют кислинку там, где мужчина ее и не заметит. По данным ученых, тонкие оттенки вкуса различают 35% женщин и всего 15% мужчин. И тем не менее, профессия дегустатора долгое время считалась мужской. К счастью, нашелся один настоящий мужчина, Дидье Мартен, который решил исправить эту ситуацию и в 2007 году основал конкурс дегустаторш «Феминализ» (Féminalise). Сначала дамы (любительницы и профессионалы) пробовали и оценивали только вино, но с 2022 года в конкурс включили и крепкие спиртные напитки, а в прошлом году (раз пошла такая пьянка) добавили еще две категории: пиво и сидр. Успех пришел быстро, и, начиная с 2015 года, конкурс стал всемирным. В этом году он пройдет 17-18 марта во Дворце конгрессов французского города Бон. По данным статистики, в странах, потребляющих много вина (включая Францию, Германию и США), вино для семьи покупают в основном женщины (более 70% женщин). Поневоле придется в нем разбираться! Судьи на конкурсе Féminalise (прием заявок на участие, увы, закончился 16 февраля) приезжают во Францию со всего света; это энологи, кависты, журналистки из тематических журналов или разделов, а также «просвещенные любительницы». Среди участников особо приветствуются участницы – дамы-виноделы или пивовары.
Вина оценивают по стобалльной системе согласно четким и строгим критериям: платье, аромат, букет и общая гармония; каждому типу вина соответствует особая шкала оценок. Дегустация проходит вслепую, каждое вино пробуют три женщины, сидящие за отдельными столиками (а всего в одной комнате могут находиться от 8 до 12 дам). Вина дегустаторшам подают в установленном порядке, при идеальной температуре, чтобы и результаты были соответствующими. Специально для Féminalise было разработано приложение для внесения оценок.
Самые лучшие образцы получают медаль из бумаги с хромовой подложкой и золотым или серебряным тиснением: счастливые обладатели смогут заказать такие кругляши и лепить их на бутылки со своей продукцией, поскольку это – знак качества. В прошлом году 350 дегустаторш попробовали 3 508 образцов разных напитков от 972 производителей и присудили 967 золотых медалей (из них 101 с пометкой «личное предпочтение») и 191 серебряную. В командном медальном зачете на первом месте оказалась Франция (1017 медалей), а вот на втором – кто бы вы думали? – Япония (119 медалей), Италия же получила всего 15 медалей, став третьей.
Конкурс Féminalise позволяет раскрутить вина, о которых прежде мало кто знал, открывая для потребителя новых производителей, новые винодельческие хозяйства и даже новые регионы. Саке, вот, распробовали не только в Японии, но и во Франции. В психологии считается, что у творческих людей сильно развито женское начало: они открыты для внешнего мира и способны переработать его в себе, чтобы создать нечто новое.