Из вереска напиток забыт давным давно, а можжевеловая водка красуется в барах по всей планете от Гонконга до Мадрида (в любую сторону). Мог ли голландский врач, именовавший себя на латинский манер Франциском Сильвием, который изобрел в XVI веке настойку из можжевельника для улучшения кровообращения, предположить, что его лекарство окажется столь сильнодействующим? Во время Нидерландской революции эту настойку давали голландским партизанам, сражавшимся с испанскими угнетателями, и ее стали называть «Голландская храбрость». Война за независимость Нидерландов продолжалась целых 80 лет, а в XVII веке храбрым голландцам пришлось отбиваться от Франции, Англии и Швеции. В результате трех войн с Англией Голландия уступила ей мировое господство на море, зато англичане были покорены можжевеловой настойкой, увезли ее домой и сделали национальным спиртным напитком. https://wineday.ru/product/bifiter-london-draj-0-05l-beefeater-london-dry-0-05l/ Одним из главных врагов для моряков была цинга, спасаться от которой можно было только витаминами, сохраняющими свою свежесть. В то время как на суше гусары варили «жженку», он же пунш, моряки вливали в джин свежевыжатый лимонный сок (2:1), добавляя сахарный сироп и кипяток. Этот напиток, получивший название джин-твист, пользовался бешеной популярностью. Персонаж романа Вальтера Скотта «Колодец Сент-Ронана» (1823), капитан Мактёрк, приглашает своего собеседника провести важные переговоры за сигарой и стаканом джин-твиста; Уильям Теккерей упоминает джин-твист в «Книге снобов» 1869 года: «К полуночи, вернувшись из театров, молодые повесы и бонвиваны заваливаются в дом и громко требуют себе джин-твист». Помимо лимонов, с цингой боролись при помощи лайма. В XIX веке в лаймовый сок часто добавляли немного спирта, чтобы сохранять во время длительных путешествий, пока купец Лаклан Роуз не догадался заменить спирт сахаром. А вот кто догадался разбавлять Rose’s lime cordial порцией джина – вопрос без четкого ответа, хотя многие приписывают эту заслугу контр-адмиралу сэру Томасу Десмонду Гимлетту (1857-1943), судовому врачу. Другие же утверждают, что эта смесь получила название «буравчик» (gimlet) исключительно по сходству воздействия на человеческий организм с тем, который одноименный инструмент производит на доски. Название впервые зафиксировано в 1928 году, а в «Книге коктейлей ресторана «Савой»» 1930 года уже четко указано, что «буравчик» состоит наполовину из джина и наполовину из лаймового сока. Реймонд Чендлер в романе 1953 года «Долгое прощание» уточняет, что «настоящий гимлет – джин пополам с лаймовым соком Роуза, и больше ничего». Однако к сегодняшнему дню классические пропорции изменились, и обычно джин со сладким лаймовым соком смешивают в пропорции 4:1.
Утверждение британского владычества в Индии привело к восстанию сипаев 1857-1859 годов, у которого было неожиданное следствие – возникновение коктейля джин-тоник. Для подавления восстания в Индию перебрасывали войска, которые заставляли принимать хинин, разведенный в газированной воде с сахаром, как средство от малярии. В 1858 году Эрасмус Бонд запатентовал «индийский тоник» для коммерческого использования. Британские солдаты, получавшие винную порцию джином, добавляли его в лекарственную гадость, чтобы ее можно было пить. Уже в 1868 году иллюстрированный журнал «Ориентал Спортинг» рекомендовал зрителям на скачках освежающий коктейль джин-тоник. https://wineday.ru/product/porterc-tropikal-old-tom-porters-tropical-old-tom-gin/
Целебные свойства можжевеловой настойки понемногу забывались, и в ХХ веке джин получил прозвище «мамино горе», у которого существуют разные толкования, в том числе такое: из-за своей дешевизны и доступности джин подавали в борделях, а еще его неумеренное употребление якобы приводило к выкидышам.
Пика своей популярности в США джин достиг во время «сухого закона», поскольку его было легко делать самому в домашних условиях. Дешевый спирт смешивали с соком можжевеловых ягод, наливали в ванну, оставляли перебродить и перегоняли прямо оттуда. Понятно, что употребление «ванного джина» приводило к отравлениям, а порой и смерти. Пить его в чистом виде было самоубийством, поэтому джин подавали только в составе коктейлей.
Надо сказать, что вкус у джина изначально не был приятным (в прежние времена считалось, что, чем лекарство отвратительнее на вкус, тем оно полезнее). Одаренные метафорическим мышлением говорят, что выпить джину – всё равно что съесть елку. Зато в коктейлях все ботанические свойства этого напитка проявляются с лучшей стороны.
Традиционно джин подают в бокалах, имеющих форму тюльпана, а вместе с ним – какой-нибудь фруктовый ликер или… пиво. Мешать джин с пивом – тоже голландская традиция, там это называют kopstootje (удар лбом). Участники ритуала хлопают руками у себя за спиной, присасываются к бокалу с джином, отпивают немного, остальное опрокидывают залпом, после чего попивают пивко. Однако в последние годы на рынке появляется все больше джина, выдержанного в бочках, который полагается пить в чистом виде, наслаждаясь привкусами корицы, кардамона или цветочными нотками. Особенно этим увлекаются небольшие хозяйства в США. В Сан-Франциско экспериментируют с разными бочками, выдерживая джин в бочках из-под совиньон-блан или каберне-совиньон. На недавнем Винном салоне в Париже лучшим был признан джин Thé French французской фирмы Citadelle: жюри из кавистов оценило свежесть, цветочный аромат жасмина и цитрусовый вкус. Первое во Франции предприятие по производству джина, хоть и находится на юго-западе, получило свое название в честь цитадели Дюнкерка, где в XVIII веке перерабатывали можжевеловые ягоды. Так традиция питает инновации.