«Как хотите, но манеры, изящная ф-форма — это не пустой предрассудок», – говорил один из персонажей романа Г.Манна «Верноподданный». Персонаж этот, правда, отрицательный, но это не помешало ему высказать вполне здравую мысль, которую многие разделяют. Хорошо сервированный стол усиливает приятное впечатление от изысканных блюд, а марочное вино следует подавать в соответствующих бокалах. В 1973 году австриец Клаус Йозеф Ридель представил первую коллекцию бокалов для дегустации вина, которые сегодня известны на весь мир под названием «Сомелье».
Вместе со своим отцом Ридель возродил прославленное семейное предприятие с двухсотлетней историей и не позволил кануть в небытие профессии стеклодува, ведь его фужеры выдували индивидуально. Еще в 1955 году на Всемирной выставке в Брюсселе бокал яйцевидной формы марки «Ридель» получил золотую медаль и звание «первого современного бокала». Именно Клаус впервые в истории сумел точно определить связь между формой, размером, диаметром бокала и их влиянием на впечатления от дегустации вина. Сегодня семейную традицию продолжает Максимилиан
Ридель – представитель 11-го поколения знаменитой семьи.
Хрусталь не сделает вино лучше, но поможет ему раскрыться. Купите самое дорогое вино на свете и разлейте его в пластиковые стаканчики – деньги на ветер! Точность доведена до того, что «Ридель» предлагает особые бокалы не просто для красного вина, а для каберне, пино-нуар и т. д. Но существует и другая, не менее важная сторона вопроса: выявляя все лучшие качества вина, хрусталь и не скрывает его недостатков. Виноделы смогут выявить несовершенства уже в самом начале процесса винификации, вот почему профи тоже предпочитают стеклянные бокалы.
Среди ценителей хрусталя тоже есть традиционалисты и модернисты. Например, великолепные фужеры баккара тяжеловесны по сегодняшним меркам, и вот одни считают «правильными» именно их, а другие превозносят современную легкость. Однако и то, и другое неверно: важен не вес, а форма.
Сорта винограда отличаются друг от друга толщиной кожицы, влияющей на танинную структуру вина. У гаме, пино-нуар и неббиоло кожица тонкая, у гренаша, сира, блауфренкиша – средней толщины, у каберне совиньон, мерло, мальбека – толстая. Отсюда три вида бокалов для красного вина. Что касается белого, то там дело не в танинности, а в кислинке и минеральности. Для совиньон блан, например, маркером которого является кислота, нужен узкий бокал: чтобы вино перелилось в рот, придется запрокинуть голову и высунуть вперед язык, и тогда в соприкосновение с вином вступят в первую очередь те рецепторы на языке, которые различают кислый вкус. Бокал для ароматного рислинга тоже узкий, но в основании, а не на вершине, а бокал для шардонне похож на бокал для красного вина, потому что нужно почувствовать более сложный букет. Голова уже не запрокидывается, вино втягивают в себя, а не пробуют кончиком языка. https://wineday.ru/product-category/tikhie-vina/krasnoe/page/3/
Кроме того, и в этой области существует мода и актуальные тенденции. Вино меняется – и бокалы должны приспосабливаться к нему. Так, в 1980-х годах крепость бордо не превышала 11,5 градусов, а сегодня вы не найдете на рынке вино слабее 14. Зрелое бордо проще пить, оно вкуснее. Но подавать его следует в более широких бокалах: это диктует повышенное содержание алкоголя.
Нельзя не отметить, что одновременно с «Сомелье», т. е. в 1970-х годах, возникла идея универсального бокала, которую неоднократно пытались воплотить в жизнь, хотя такой сосуд вряд ли возможен. Начнем с того, что нельзя же из одного бокала пить и коньяк, и шампанское. Сам Максимилиан Ридель сравнивает бокалы с обувью: никто же не ходит в одной и той же паре зимой и летом, в жару и в дождь.