Кто не слышал байку о том, что бокал для шампанского воспроизводит слепок с груди Марии-Антуанетты – казненной впоследствии королевы Франции, супруги Людовика XVI? Кстати, существует версия и о том, что грудь принадлежала маркизе де Помпадур – любовнице Людовика XV. На самом деле это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году… ну, в смысле, англичане в XVIII веке. Англичане первыми стали импортировать шампанское и наливать его в чаши, напоминавшие им легенды о святом Граале, рыцарях и всё такое прочее (на церковном жаргоне называется потир). Единственная женщина, про которую совершенно точно известно, что она послужила моделью для бокала под шампанское – Кейт Мосс. Это было сделано в 2014 году, для одно рекламной кампании, и бокал получился слишком широким и неглубоким, плохо подходил для того, чтобы любоваться пузырьками и наслаждаться букетом – ну и ладно, замнем для ясности.
Вы будете смеяться, но и узкий бокал для шампанского (“флейта”) тоже появился в Англии, в 1750-е годы. А до Франции доплыл только при Наполеоне. Дом Периньон, которому приписывают его изобретение, совершенно ни при чем. В таких бокалах вино лучше пенится, вереницы пузырьков длиннее, аромат не так быстро выветривается. Правда, газ ударяет в нос, но и в этом при желании можно найти приятные моменты. Популярность такая форма бокала приобрела в 1930-е годы.
При этом для дегустации шампанского, да и вообще белых вин, специалисты рекомендуют бокал в форме тюльпана, сочетающий преимущества “флейты” и чаши. “Тюльпан” появился в период между двумя мировыми войнами, и сегодня крупные фирмы-производители шампанского, например, “Вдова Клико”, продвигают именно такую форму бокала, напоминая, что держать его надо за ножку, чтобы не нагревать напиток рукой.