О компании
Главная Блог Без рубрики Блестит и пенится в бокале напиток со стола богов

Блестит и пенится в бокале напиток со стола богов

“Завтрак с устрицами” украшал собой столовую в малых апартаментах Версальского дворца, где король обедал, возвращаясь с охоты, в строго мужской компании. Устрицы из Англии, вино из Шампани – всё самое дорогое.
картина Эдуара Мане “Бар в Фоли-Бержер” (1881-1882 гг.)
“Поэт Пирон с друзьями” (драматургами Шарлем Колле и Пьером Галле), картина Жака Отро

Что пьют “Поэт Пирон с друзьями” (драматургами Шарлем Колле и Пьером Галле) на этой картине Жака Отро (1729-1732 гг.)? Некоторые, глядя на форму бокалов, торопятся с выводами, утверждая, что это шампанское, но это маловероятно: Алексис Пирон (сидит слева) родился в 1689 году в Дижоне, столице Бургундии, и оставался верен напитку с холмов своей родины, тем более что и в парижских погребках тогда отдавали предпочтение бургундскому; шампанское же, “вино для герцогинь”, стоило вчетверо дороже и было ему не по карману. Скорее всего, они пьют “мерсо”. Сцена, запечатленная художником, происходит в подвале “Погребка” на углу улиц Бюси и Дофин в Сен-Жерменском предместье, где бывали также драматург Кребийон и его сын, известный распутными романами и сказками, поэты и шансонье, сочинявшие застольные песни, воспевая вино. Обед знатоков, обменивавшихся впечатлениями и состязавшихся в изобретении метафор, мог затянуться на десять часов. Отцы-основатели “Обедов в Погребке” – общества, в котором пили и пели, – пригласили вступить в него своих друзей, среди которых был Жан-Франсуа Реньяр, автор знаменитых тогда комедий, художник Франсуа Буше, композитор Жан-Филипп Рамо, философ Гельвеций. Женщинам доступ туда был закрыт. На пиры в “Погребке” дважды в неделю собирались до двух десятков весельчаков и устраивали пиры в складчину.
А вот король Людовик XV, заказавший в 1734 году эту картину Жану-Франсуа де Труа, мог себе позволить и шампанское, которое прекрасно идет под устрицы. “Завтрак с устрицами” украшал собой столовую в малых апартаментах Версальского дворца, где король обедал, возвращаясь с охоты, в строго мужской компании. Устрицы из Англии, вино из Шампани – всё самое дорогое. Бутылка для шампанского только что была учреждена королевским ордонансом. “Блестит и пенится в бокале напиток со стола богов” – написал командор Декарт. Правда, гурманы, придерживавшиеся традиций, не любили этого беспокойного вина: “Эта пена, которая кое-кому по вкусу, в глазах настоящих знатоков чужда достоинствам вина!”

За следующие полтора века шампанское сильно демократизировалось, о чем говорит картина Эдуара Мане “Бар в Фоли-Бержер” (1881-1882 гг.) “Аи”, “Вдова Клико”, воспетые Пушкиным, и другие марки игристого вина стали символом праздника и наслаждений. Королевами Парижа тогда были демимонденки Лиана де Пужи, Каролина Отеро, Вальтес де Ла Винь и другие прототипы “Нана” Эмиля Золя; шампанским им поили русские великие князья, аристократы из других стран и отечественные банкиры.

Рекомендуемые записи