О компании

Суд Парижа

Столетие Независимости США отметили Всемирной выставкой в Филадельфии, а к двухсотлетию подогнали необычное мероприятие во Франции: тестирование вслепую французских и калифорнийских вин из одинаковых сортов винограда: белых на базе шардонне и красных на основе каберне совиньон. Дегустация состоялась 24 мая 1976 году в отеле “Интер-Континенталь” по инициативе американки Патрисии Галлахер и британца Стивена Сперье (он был владельцем винного погреба в Париже, торговал почти одними французскими винами и не допускал даже мысли о том, что американские могут быть лучше). Ради красного словца ее назвали “Суд Парижа”. В жюри входило 11 человек, включая сомелье из самых изысканных парижских ресторанов с вековой историей и других специалистов. Сперье, основавший школу энологии, и Галлахер, состоявшая в Академии вина, тоже участвовали, но их мнение не учитывалось. Сперье попросил членов жюри оценивать вина, которые подавали в бутылках без этикеток, по четырем критериям: цвет, аромат, вкус и гармония – и по 20-балльной системе. Для затравки всем судьям поднесли стаканчик шабли 1974 года. Сначала дегустировали белые вина: Бургундия против Калифорнии. Джордж М. Тейбер из журнала “Тайм”, единственный журналист, допущенный на дегустацию, не мог не заметить, что судьи были озадачены. Вот это точно не французское – где букет? Хотя… А вот это просто гадость. Сперье изначально намеревался огласить все результаты сразу по окончании дегустации, но решил всё-таки сделать промежуточный этап перед переходом к красным винам. Все были ошеломлены: “Шато Монтелена” из Калифорнии победил, набрав 132 баллов, а “мерсо Шарм” из Франции – 126,5. На 3-й и 4-й позиции тоже оказались американцы, но и последние места (9 и 10) тоже заняли они: “шардонне” Дэвида Брюса получило 0 от одного члена жюри и 1 балл от другого. Если во время первого этапа судьи охотно переговаривались, делясь впечатлениями, то красные вина они пробовали молча. Три из бордоских вин урожая 1970 года были признаны профессионалами лучшими за 45 последних лет, 4-й, 1971 года, тоже был очень хорош. По словам Тейбера, Сперье нарочно выбрал их, надеясь на рекламу для своего бизнеса. Та-дам! Оглашаем результаты. Первое место – “Стагс Лип Уайн Селларс”, долина Напа! Второе место – “Шато Мутон-Ротшильд”! Третье и четвертое тоже у французов, четыре последних места – у американцев. Однако “Стагс Лип” победил лишь с перевесом в полтора балла, ему отдали предпочтение 4 из 11 судей. Одетта Кан, главный редактор журнала о винах, которая поставила высший балл двум калифорнийцам, попыталась забрать свой бюллетень, но Сперье ей не позволил. С тех пор она с ним больше не разговаривала и однажды заявила, что он подделал результаты дегустации. Уоррен Виньярский из “Стагс Лип” после получал письма от французских виноделов, не согласных с результатами. Некоторые члены жюри отказывались наотрез отвечать на вопросы по поводу своего решения. Джорджу Тейберу, напечатавшему небольшую статью о результатах дегустации, целых год не давали интервью. Во французской прессе событие и вовсе не было отражено; только три месяца спустя в “Фигаро” поместили статью “Будет ли война гран-крю?”, в которой результаты дегустации называли смехотворными: их нельзя принимать всерьез. Еще через три месяца статья, выдержанная в таком же тоне, вышла в “Монд”. Зато “Нью-Йорк Таймс” сообщила своим читателям, что в США уже прошли несколько дегустаций, на которых калифорнийские “шардонне” были признаны лучше французских, но поскольку судьями были американцы, их обвинили в субъективности, а бургундское к тому же могло испортиться при транспортировке. Сам Сперье заявил, что результаты дегустации вслепую непредсказуемы и могут не повториться даже на следующий день, когда те же судьи станут пробовать те же вина. Фредерик Броше даже написал кандидатскую диссертацию в том же духе, сделав упор на субъективное восприятие энологов. И всё же дегустация 1976 года произвела настоящую революцию. Цены на калифорнийские вина немедленно взлетели.

Бутылка “Шато Монтелена” из долины Напа, выставленная в Национальном музее американской истории.

После статей в “Нью-Йорк Таймс” и “Лос-Анджелес Таймс” все бутылки сортов и урожаев, участвовавших в дегустации, сразу расхватали. Победа “Шато Монтелена” позволила создателю этого “шардонне” Майку Грджичу обзавестись на следующий год собственным виноградником. Дела остальных победителей тоже пошли в гору. В Калифорнию потянулись виноделы из Европы, чтобы избавиться от стереотипов и научиться чему-то новому. В выигрыше оказались все, поскольку качество вина по всему миру улучшилось. Джордж Тейбер написал книгу “Суд Парижа”, которая вышла во французском переводе в 2008 году, и в том же году на фестивале “Сандэнс” представили снятый по ней фильм “Bottle Schock” (“Шоковый эффект”), где роль Стивена Сперье сыграл Алан Рикман. Британец пришел в ярость и подал на продюсеров в суд. Надо сказать, что создатели фильма дали волю фантазии: дегустация там проходит не в отеле, а на свежем воздухе, а Париж снимали в графстве Сонома – еще одном винодельческом районе Калифорнии.

Рекомендуемые записи