Банкиры-виноделы: история Шато Мутон Ротшильд
Классификация бордоских вин 1855 года устанавливала цены на марочные вина: первосортные стоили 3000 франков за бочонок, второсортные – 2500-2700 франков, третьесортные – 2100-2400 франков. Первую строчку среди 11 второсортных вин заняло “Шато Мутон Ротшильд”, который назывался “Шато-Бран-Мутон”, пока его не приобрел в 1853 году Нат Ротшильд, женатый на старшей дочери барона Джеймса Ротшильда, который возглавлял французский банковский дом. Через 13 лет, 8 августа 1868 года, барон осуществил свою давнюю мечту и приобрел виноградник Шато Лафит (125 га) за баснословную сумму в 4 140 000 франков золотом (из этого винограда изготавливали первосортное вино). Осуществить эту сделку оказалось не так-то просто: после того как его старорежимного владельца гильотинировали в 1794 году, виноградник перешел в собственность французской нации, потом его кому-то давали, отбирали, перепродавали… Барон Джеймс хотел купить Шато Лафит еще в 1830 году, но ему пришлось ждать целых 38 лет, пока эту непонятно чью собственность вновь не выставили на торги. И вот виноградник в его руках! Ротшильд немедленно взвинтил цену на свое вино, продавая его уже не по три, а по пять тысяч франков за бочонок. Но 15 ноября скончался в Париже от приступа желтухи, так и не побывав в своем новом имении.
“Шато Лафит Ротшильд” переходил по наследству. В 1946 году его совладельцами были сразу четыре кузена: Эли, Ален, Ги и Джимми Ротшильды, а еще один кузен, Филипп, взялся за восстановление “Шато Мутон Ротшильд”, поставив себе целью пробиться в категорию лучших марочных вин наряду с “Шато Лафитом”. Эли, управлявший первым виноградником, сначала помогал ему, а потом кузены превратились в ожесточенных конкурентов и даже перестали разговаривать друг с другом. Филипп де Ротшильд шел к своей цели 37 лет и добился своего: 21 июня 1973 года министр сельского хозяйства Жак Ширак уступил под напором его прошений, поданных в 1961, 1969 и 1971 годах, и подписал решение о переводе “Шато Мутон Ротшильд” из второсотных в первосотные марочные вина. Такого еще не было никогда! Барон Филипп де Ротшильд на радостях изменил девиз своего виноградника. Раньше он звучал так: Premier ne puis, second ne daigne, Mouton je suis (Первым быть не могу, до второго не снизойду, я – Мутон), а теперь так: Premier je suis, second je fus, Mouton ne change (Первым стал, вторым был, Мутон прежний). Владелец виноградника Шато д’Икем, получивший нежданного конкурента, подал жалобу на изменение классификации, но получил отказ. А неукротимая энергия Филиппа требовала новой точки приложения усилий. В 1980 году он объявил о создании совместного предприятия с американским виноделом Робертом Мондави, который всю жизнь стремился доказать, что калифорнийские вина не уступают французским.
В 1988 году барон Филипп умер, и управление семейным винодельческим предприятием взяла на себя его дочь Филиппина, которая прежде 30 лет играла в театре “Комеди Франсез”. Гены – великая вещь: призвав на помощь специалистов, бывшая актриса сумела увеличить оборот предприятия в 2,5 раза (до 1888 млн евро) и с легким сердцем передала бразды своим сыновьям Филиппу и Жюльену. Первого сентября 2014 года из поместья Шато-Мутон медленно выехал трактор, используемый для сбора винограда, по обе стороны от которого шли четверо рабочих в синих комбинезонах. На тракторе, на подушке из белых роз, стоял гроб баронессы; за гробом шли ее муж и трое детей, чуть поодаль – первый муж, невестки и десять внуков, а также Бернадетт Ширак – жена бывшего президента Франции. В общей сложности проводить баронессу в последний путь пришли полторы тысячи человек. Молодой барон Филипп де Ротшильд вывел свою компанию на рынок в Чили.
Шато Мутон Ротшильд 2016 (Chateau Mouton Rothsсhild 2016) | Wineday
Шато Мутон Ротшильд 2017 (Chateau Mouton Rothsсhild 2017) | Wineday
http://wineday.ru/product/shato-muton-rotshild-2007-chateau-mouton-rothsshild-2007-3/