ТУЗ ПИК В КОЛОДЕ ШАМПАНСКОГО ИЛИ ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ, ТО ЭТО КОМУ-НИБУДЬ ВЫГОДНО

Cristal, как помнят наши постоянные читатели, – «царское» шампанское от дома «Луи Рёдерер». Прошло 12 лет, и журнал «Экономист» опубликовал интервью с Фредериком Рузо, управляющим директором этой компании. У француза, в частности, поинтересовались, какие чувства он испытывает при виде клипов, в которых рэперы пьют легендарное шампанское. «Хороший вопрос! – ответил он, – но что мы можем сделать? Не можем же мы запрещать людям покупать его. Я уверен, что «Дом Периньон» или «Круг» были бы только рады.»
Как отреагировал на это Джей-Зи? «Мне словно вмазали по роже… Я выступил с заявлением о том, что никогда больше не буду пить «Кристаль», продвигать его любым способом или предлагать его в своих клубах. Да сколько ж можно меня гнобить? Достало уже это пренебрежительное отношение свысока, неуважение к культуре хип-хопа.»
Нужно было срочно найти что-то новенькое, но в прежнем духе – что-нибудь понтовое и

не истрепанное. Заявление уже популярного тогда артиста не прошло мимо чутких ушей компании Sovereign Brands: кумиру молодежи заплатили миллионы долларов в виде доли акционерного капитала за раскрутку шампанского, о котором еще никто не слышал. Очень скоро появилась песня «On To The Next One» (Дальше, к следующему), в которой Джей-Зи выразил суть своего заявления «Луи Рёдереру» в краткой и образной форме:
I used to drink Cristal, them motherfuckers racist
So I switched gold bottles on to that Spade shit
(Я раньше пил «Кристаль», расистские ублюдки,
Но с золотых бутылок ушел на пиковую хрень)
Для наглядности в Монте-Карло сняли видеоклип на песню «Show Me What You Got» (Покажи мне, что у тебя есть), где впервые была продемонстрирована «пиковая хрень» – то есть шампанское «Арман де Бриньяк», на бутылках с которым красовался большой туз пик. Когда это шампанское выпустили на американский рынок, публика была уже разогрета.
Но кто такой Арман де Бриньяк и причем здесь туз пик?
Начнем по порядку. В 1916 году Жан Катье, тяжело раненный на фронте, вернулся домой – в Шиньи-ле-Роз на северном

склоне Реймского плато, где его предки выращивали виноград с 1625 года, а может быть, и раньше. Осажденный врагом, Реймс был разрушен бомбардировками на 60%; виноторговцы уже не могли продолжать свою деятельность в прежнем объеме и скупать виноград у окрестных крестьян. Чтобы не потерять свой скудный урожай, Жан Катье решил выжать из ягод сок и сделать свое собственное шампанское. В 1918 году были готовы первые бутылки с его именем, а тут и война закончилась. Свое дело Катье передал сыну, тоже Жану, который женился, обзавелся тремя детьми, а в 1951 году приобрел Кло дю Мулен – один из редких исторических виноградников Шампани, всего в 2,2 га, к тому же сильно пострадавший от обеих мировых
Дети Жана Катье унаследовали от отца страсть к виноделию и семейное предприятие. В начале 1960-х Жан-Луи взял на себя заботы о винограднике, Лилиана выполняла обязанности секретаря и принимала клиентов, а энолог Жан-Жак сначала занимался исключительно виноделием, а потом еще и административной и коммерческой деятельностью, ведь ассортимент «Катье» со временем разросся до 19 наименований.
В начале XXI века Жан-Жак Катье и его сын Александр стали откладывать резервное вино для нового престижного
Марка продолжала успешно развиваться: в 2008 году к «золотому» брюту добавилось розовое шампанское (50% пино нуар, 40% пино менье и 10% шардоне) и моносортовой Armand de Brignac Blanc de Blancs (100% шардоне), в 2015-м – полусухое (34 сахара на литр) и Armand de Brignac Blanc de Noirs из одного лишь пино нуар, собранного в Везенэ и родовом Шиньи-ле-Роз. В течение

первого месяца Blanc de Noirs продавали только в лондонском универмаге Harrods по цене 695 фунтов за бутылку; покупали его в основном приезжие с Ближнего Востока. При этом Жан-Жак Катье заявлял, что хочет превратить Ace of Spades в «дневное» шампанское, которое подают, например, за обедом в каком-нибудь мишленовском ресторане, а не пьют только по ночным клубам. Люди, не имеющие яхт и личных самолетов, вежливо его выслушали, а про себя подумали, что Taittinger Comte de Champagne стоит в разы дешевле, а ценится куда выше.
Справедливости ради надо сказать, что в списке 100 лучших марок шампанского 2010 года, составленного журналом Fine Champagne по результатам дегустации вслепую трехсот разных вин, первая десятка выглядела так: Armand de Brignac Brut Gold, Piper-Heidsieck Rare 2002, Taittinger Comtes de Champagne 2000, Charles Heidsieck Vintage 2000, Louis Roederer Cristal Rosé 2002, Ruinart Dom Ruinart Rosé 2002, Laurent-Perrier Grand Siècle, Moët & Chandon MCIII и Dom Pérignon 2008. А в 2015 году Armand de Brignac Blanc de Blancs получил двойную золотую медаль на международном винном конкурсе в Сан-Франциско, где «золота» удостоили и Armand de Brignac Brut Gold. Но в конце концов, о вкусах не спорят.
Весь вопрос в том, как взяться за промоушен. Джей-Зи считал «Арман де Бриньяк» своим детищем, и в чём-то был прав. В 2008 году он познакомился с отцом и сыном Катье на Каннском фестивале, а два года спустя приехал к ним в Шиньи-ле-Роз
Действуя по принципу «больше, круче, дороже», изобрели бутылку нового формата – «мидас» на 30 литров, всего в шести экземплярах на весь мир. (Во Франции такой объем называют «мельхиседек»). До этого самыми большими были бутыли на 15 л: в июне 2011 года американский миллиардер Марк Кьюбан заплатил 90 000 долларов за такой «навуходоносор», чтобы отпраздновать победу баскетбольной команды «Даллас Мэврикс» на чемпионате НБА. Неделю спустя хоккейный клуб «Бостон Брюинз» порадовал себя «мидасом» за сто тысяч, а Дон Джонсон, чемпион по блэк-джеку, потратил на еще один «мидас» «Армана де Бриньяка» 120 тысяч фунтов в лондонском ночном клубе, чтобы побить рекорд самой дорогой бутылки шампанского. В 2012 году Джей-Зи собирался продавать «Армана де Бриньяка» в нью-йоркском клубе, где должен был проходить сбор средств на предвыборную кампанию Барака Обамы; кандидат от демократов вовремя об этом узнал, и 350 блестящих бутылок в срочном порядке эвакуировали.
В 2014 году Джей-Зи купил за 30 млн долларов всю компанию Sovereign Brands, имевшую монополию на торговлю в США «Арманом де Бриньяком», и пять лет спустя увеличил продажи до полумиллиона бутылок в год, по цене от 300 до 950 долларов за бутылку. «Годами мы следили за фантастическим успехом «Армана де Бриньяка» и восхищались его способностью ломать правила, установленные для шампанского. Часто называемый «Тузом пик», «Арман де Бриньяк» сносит преграды и отражает современную роскошь, сохраняя при этом традиции терруаров Шампани. Сегодня мы невероятно горды партнерством с ними и верим, что наш опыт и международная сеть в сочетании с фан

тазией Шона Джей-Зи Картера и качеством марки «Арман де Бриньяк» позволят нам вывести бизнес на новую высоту», – заявил президент компании «Моэт Хеннеси», когда Джей-Зи согласился уступить ей 50% своего «детища». Как сказал сам рэпер в одной из своих песен,
I am not a businessman. I am business, man.
(Я не бизнесмен, а сам бизнес.)
А для семейной фирмы «Катье» миллион бутылок «Армана де Бриньяка» – лишь десятая часть от общего объема производства. «Тузом пик» занимается особая команда из восьми человек, колдующая над смешиванием гран-крю и крю в погребах Рийи-ла-Монтань, на глубине 30 метров под землей. Журналам, которые совершенно точно не попадутся на глаза Джей-Зи, Катье признаются, что главный предмет их гордости как виноделов – «Кло дю Мулен»…