Пикассо и вино

Много лет назад одна моя знакомая сказала официанту в ресторане тоном великосветской леди: «Принесите мне карту вин». Он не понял, что ей нужно, – впервые слышал такое словосочетание. Она объяснила попроще: «Ну, какое у вас есть вино?» – «Беленькое и красненькое», – обрадовался он. Собственно говоря, для подавляющего большинства людей как раз и существует «беленькое и

красненькое», только эстеты еще помнят про розовенькое и зелененькое. «Не пей вина, Гертруда. – Я пить хочу; прошу, позвольте мне». Почти во всех мемуарах (то есть воспоминаниях образованных людей из высшего круга, поскольку крестьян среди мемуаристов – раз, два и обчелся) всегда говорится: «Нам принесли (дурного) вина», «Я сказала, что у нас больше не осталось вина и просила прислать мне его» и т. д. Какого вина? Не всё ли равно. Что уж говорить про бедных художников с Монмартра и Монпарнаса начала ХХ века, чьи смелые эксперименты не приносили им (пока) ни славы, ни денег? Они, конечно, пили – всё, что под руку попадется: пиво и ром, портвейн и перно, пастис, кальвадос и абсент (если достанут), не говоря уж про «беленькое и красненькое», но для них был важен эффект выпитого, а не сам напиток. «Любительница абсента», написанная Пикассо в 1901 году, – пожалуй, самое конкретное его произведение на винную тему, и то лишь благодаря тому, что на картине есть сифон; сама «зеленая фея» уже испарилась. Вообще такое впечатление, что его больше привлекали бутылки, стаканы и бокалы; в изображении бистро и прочих забегаловок для него важнее атмосфера, чем «карта вин». С 1906 года он с головой ушел в


