О компании
Главная Блог Без рубрики Есть во что налить?

Есть во что налить?

Хранить вино в бочках придумали древние галлы: у них эта емкость считалась основным символом достатка. Завоеватели-римляне оставили этот обычай без внимания, предпочитая, как и греки, хранить вино в амфорах и пифосах — больших глиняных сосудах высотой до двух метров, вкопанных в землю и обмазанных изнутри смесью из смолы и пчелиного воска. Когда римлян смело новой волной завоевателей-варваров, бочки снова вошли в моду. Правда, в дорогу их с собой не возьмешь: перевозить вино удобнее в кожаных бурдюках и флягах. В раннем Средневековье латинское buttis (бочка) породило уменьшительное butticula, от которого происходит хорошо знакомое нам «бутылка».
По данным историков, первые бутылки начали изготовлять в странах Ближнего Востока и Северной Африки в VI веке, снабжая их специальными ремешками для удобства перевозки. Несмотря на свою неказистость (мутные, толстостенные, кривобокие), они были очень удобны, а потому быстро приобрели популярность. Со временем мастера стекольного литья появились и в Европе, прежде всего в Италии. Сосуды венецианских мастеров были тонкими и плоскими, и для прочности бутылки оплетали ивовыми прутьями. Их использовали не только для перевозки и хранения вина, но и для сервировки: отлитые в металлических формах бутылки принимали самые причудливые формы, украшались рельефными рисунками.
В России производство стекла началось в 1635 -м году. Первая отечественная бутылка, выпущенная на стекольном заводе под Истрой, предназначалась исключительно для аптекарских целей. Но уже в 1800 году Сенат своим указом запретил импорт стекла, поскольку и в отчизне его производилось достаточно. Впрочем, в отечественные бутылки разливали в основном водку: мерная (винная) вмещала 1/16 ведра (или полштофа), торговая — 1/12 ведра. Заморские же вина привозили в соответствующей иностранной таре.
Винные бутылки различаются по своей форме и цвету. (Стекло должно быть непрозрачным, потому что ультрафиолет убийственен для вина.) Для бордо используют цилиндрические сосуды, плавно сужающиеся к горлышку, тогда как у бутылок для бургундского не столь покатые «плечи». Бутылки для шампанского толще и прочнее, чем сосуды для обычного вина, поскольку им приходится выдерживать давление в шесть атмосфер, оказываемое газом, заключенном в игристом вине. По этой же причине их донышко имеет сильно вогнутую форму. Наибольший простор для выдумки и изобретательности открывают бутылки для ликеров. Тут и бутылки с двумя горлышками из разноцветного стекла, чтобы одним сосудом могла воспользоваться влюбленная пара, «он» и «она» (количество горлышек-носиков можно и увеличить при желании). Встречались и хитроумные бутылки с вмонтированными в них музыкальными шкатулками и помещенными внутри механическими куколками: если завести пружинку, балерина начинает танцевать под музыку.
Самый распространенный объем бутылки — 0,75 литра: именно такой сосуд, собственно, и называется во Франции бутылкой. Емкость в 1,5 литра носит название «магнум». Опыт показывает, что шампанское лучше всего хранится именно в магнумах: не так быстро стареет, сохраняя все свои лучшие качества.
Большим «пузырям» присвоены имена библейских персонажей:
Иеровам (4 бутылки, т. е. 3 литра), Рехавам (6 бутылок или 4,5 литра), Мафусаил (8 бутылок, 6 литров), Салманазар (12 бутылок, 9 литров), Валтасар (16 бутылок, 12 литров) и Навуходоносор (20 бутылок или 15 литров). Но это еще не предел: относительно недавно на рынке появились Соломон (24 бутылки, 18 л.), «государь» (35 бутылок, 26 литров с четвертью.), «глава» (36 бутылок, т. е. 27 л.) и Мельхиседек (40 бутылок или 30 л.) В 2007 -м изобретатели мельхиседека изготовили десять таких буылей весом в 54 кг, наполнили брютом Carte d’or и выставили на по весьма приличной по тем временам цене в 2925 евро за штуку. А пара швейцарских стеклодувов изготовила бутылочку высотой 153 см. и емкостью в 111 литров.Но увлекаться размерами не стоит, ибо за один присест столько не выпьешь, а вино не может храниться слишком долго в ожидании достаточно большой компании. Если затянуть, то бутылка окажется дороже содержимого. Непочатые бутылки из подвальчиков барона Ротшильда, хранившихся с 1926 -го года, продавались на аукционе со стартовой ценой в 1 евро.
И все же у бутылок есть один важный недостаток: они бьются. Уже свыше полувека назад светлую голову австралийского инженера Шолле посетила мысль разливать вино в пакеты, как молоко: вставить внутрь картонной коробки металлизированный пакет с краником. Но вот загвоздка: молоко при пастеризации не теряет своих вкусовых качеств, а вот про вино такого не скажешь. Проблема решилась с возникновением метода холодной мембранной фильтрации. Перед розливом вино пропускают через фильтр с диаметром ячеек четыре микрона. Такой фильтр задерживает даже бактерии, и вино проходит стерилизацию, сохраняя свой вкус и свойства, оставаясь «живым», словно только что из бочки. Герметичный мешок, вмонтированный в коробку, представляет собой трехслойный фольгированный пакет, покрытие которого не вступает в химическую реакцию с вином. Краник разработан таким образом, что при розливе воздух не проникает внутрь, а значит, вино не окисляется. По мере убывания вина мешок сжимается, поэтому вино может храниться в пакете в течение полутора-двух месяцев после откупорки. Стандартный пакет вмещает в себя 3 литра вина, однако и создатели этой тары не устояли перед соблазном гигантомании. Существуют пакеты, рассчитанные на 2 тысячи литров! Но есть и мини-пакеты на половину стандартной бутылки.
Пакеты быстро завоевали популярность, их удобно брать с собой на пикник, да и во время корпоративов они составляют достойную конкуренцию бутылкам: демократический принцип «подходишь и берешь» понравился застенчивым любителям выпить, которым проще нацедить себе вина из пакета, стоящего на углу стола, чем тянуться в середину за бутылкой. Разумеется, марочные вина по-прежнему разливают в бутылки, ибо их распитие подчиняется освященному веками ритуалу. О шампанском и говорить нечего. Пакеты — это удел столовых вин. Но дешевая с виду тара в действительности продукт высоких технологий и никак не подрывает достоинство содержимого и не роняет покупателя в глазах общества. В применении новых технологий нет ничего зазорного, в любом деле главное прагматизм.

Рекомендуемые записи